Оглавление

Жизнь собственная. Хроника по дням. 16 июня 2025 года.

Заповедь — шантаж или нет?

Меня обвинили в том, что я участвую в шантаже Украины, раз я против войны. Подобные упреки я получаю часто, обычно от жителей Украины или от тех, кто уехал из Украины на Запад, но мыслями остается в Украине. Им простительно — сознание своего бессилия, пережитый или переживаемых страх, сочувствие находящимся в опасности... Среди них есть и верующие — но вера куда-то испаряется, когда доходит до смертельной опасности. И остается «убейте их всех».

Меня заинтересовало слово «шантаж». Это еще одно проявление самообмана, который тянется с глубокой древности — я, мол, не воюю, я просто продолжаю политику другими средствами. Человек стыдно воевать, он выдает войну то за исполнение воли небес, то за самооборону, а в Новое время — за «спор хозяйствующих субъектов». Кажется, сейчас это выражение Путина, отчеканенное в процессе ликвидации свободы слова, уже забыто, а жаль.

Своя правда в этом есть, к сожалению. Не капитализм изобрел войну, но капитализм сделал войну средством ведения бизнеса. Все разговоры о том, что предпринимателю выгоднее мир, справедливы — но предпринимателю выгоден не любой мир, а такой, где он доминирует. И поэтому проблема не лично в Натаньяху или Трампе — весь Запад горит желанием показать Востоку, кто на планете хозяин.»Хозяин» — как «хозяин фабрики».

Именно нежелание называть войну войной привело к массовому переименованию военных министерств в министерства обороны после войны 1914-1918 годов.

После войны 1939-1953 годов процесс продолжился: не война, а борьба с коммунизмом. Матушки, где они углядели коммунизм в кремлевском тоталитаризме... Даже Чаплин оказался Бакуниным, и смех, и грех. Поскольку «коммунизма» было и в самом деле очень мало, а воевать с диктаторами — не получается, ведь и союзники в войнах часто те же диктаторы, просто нашивки другие — на первое место вышло «война с террором». «Террор» — словечко совершенно безразмерное и, главное, сочетающее два любимых занятия правящей элиты: подавление врага внутреннего и врага внешнего. Нету войны, есть борьбы с экстремистами, террористами и шантажистами.

В известном анекдоте чукча пилит сук, на котором сидит, геолог снизу кричит: «Стой, упадешь». Чукча допиливает и падает, встает и с уважением говорит: «Шаман, однако!»

Сегодня он бы сказал «Шантажист, однако!»

Я никогда не призывал Украину не сопротивляться, не воевать, не вторгаться в Россию. В какой-то момент я даже доверился милитаристской пропаганде Запада, утверждавшей, что Россия непременно ответит атомной бомбой, если военные действия перейдут на ее землю. Не ответила.

Я призываю не утверждать, что Россия не ответит, что Россия уже разгромлена и обессилена. Это — ложь. И этой лжи очень много.

Себе лгите, сколько угодно, а меня пожалейте. Бомбите, но не выступайте. Так нет же, выступают! Иногда ощущение, что украинские власти больше лгут миру, чем российские, компенсирую свою слабость и зависимость от других. Но, наверное, Россия все-таки лжет больше, просто российскую ложь я научился блокировать, а украинская просачивается через западные источники.

Я соучастник шантажа, если напоминаю, что на войне невинных не защищают, а подставляют? Что за успешные налеты на Россию или Иран погибнет какая-нибудь владелица косметической лавочки в Бат Яме или пенсионерка в Киеве? А если я напоминаю, что за любой грех влечет за собой воздаяние — я тоже шантажист? И еще полбеды, если воздаяние приходит к грешнику в виде сифилиса или душевного очерствления. Но на войну грешат — бомбят, лгут, убивают — одни, а отвечают совсем другие. Любой военный — или приказывающий ему политик, или подзуживающий военного перепуганный человек в тылу — шантажист? Тогда война это конкуренция шантажей.

«Виходь на Червону площу з антивоєнним протестом, інакше я тебе засипатиму дронами, поки не вб'ю». Это шантаж? Мне кажется, нет. Просто военная пропаганда. Но я-то в любом случае говорю нечто прямо противоположное: не убивай. И я говорю не Украине и не жителям Украины. Я говорю отдельному человеку, где бы он ни жил. Не убивай и не подзуживай убивать, не проси убивать, проси не делать защиту тебя предлогом для убийства. Это шантаж? Мне кажется, нет. Либо тогда уж и Бога зовите шантажистом. Ишь, создал мир, где всякое действие равно противодействию... Ну, не совсем всякое, а механическое, но убийство есть именно механиеское действие.

Далее: Не зарывайся!

См.: Мир - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Заметки»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.